четверг, 12 ноября 2015 г.

#алкоголь #подростки #дружба

Употребление подростками различных «пока запрещенных» для них веществ изучается уже много лет. Как правило, это табак, алкоголь и легкие наркотики. Понятно, что на употребление таких веществ могут влиять различные факторы вроде экономического статуса семьи, генетических предрасположенностей, рекламы и медиа. Но так нас интересуют социальные связи, то в этом посте расскажем о том, как друзья подростков влияют на их распивание спиртных напитков. Сначала расскажем о том, как традиционного изучалось влияние друзей на употребление алкоголя, а потом остановимся на свежем исследовании Рэна Пэнга, Агустина Баретто, Генри Кауц и Джиебо Луо, которые показали, как можно изучать алкогольные практики подростков на данных Instagram.

Как друзья подростков влияют на их употребление алкоголя?
Начнем с того, что большинство исследований этого вопроса проведены на данных Adolescent Health (в народе — Add Health) — большой базе данных об американских подростках. Она охватывает множество школ и представляет различные аспекты поведения подростков. На ее основе было написано тысячи статей, с которыми можно ознакомиться здесь.
Как бы ни была прекрасна  Add Health, у нее есть несколько недостатков, один из которых — это ограничение в количестве номинаций друзей. В анкете школьников просят назвать до 5 друзей женского пола и до 5 друзей мужского пола. Это, конечно, накладывает ограничения на полное описание социального окружения, но так как этот вопрос о близких друзьях, результатам, несомненно, стоит верить. Об употреблении алкоголя в анкете этого опроса спрашивали следующим образом: «В течение последних 12 месяцев как часто вы употребляли алкогольные напитки?». Варианты ответа предлагались следующие: никогда, 1-2 раза в год, один раз в месяц или реже, 2-3 раза в месяц, 1-2 раза в неделю, 3-4 дней в неделю, почти каждый день или каждый день.

Источник
Итак, что мы знаем про влияние социальных сетей на употребление алкоголя? Основные результаты можно суммировать следующим образом:
  • Подростки выбирают себе в друзья одноклассников, которые пьют примерно столько же, как и они;
  • Подростки влияют друг на друга: если друзья употребляют алкоголь, то со временем подросток также начнет пить;
  • Подростки, которые много пьют, со временем становятся популярными: их чаще называют в качестве друзей, с ними хотят дружить;
  • На употребление алкоголя влияет сообщество: не так важно, что твои близкие друзья пьют; но если у твоих друзей есть пьющие друзья, это будет сильно влиять на твое личное употребление алкоголя
  • Подростки, которые начинают пить, как правило, имеют в окружении популярных сверстников, а также дружат с уже пьющими сверстниками;
  • Друзья одного пола взаимно влияют друг на друга. Если один пьет, то второй тоже будет пить, и наоборот. Любопытно, что если это пара друзей «мужчина-женщина», то мужчины влияют на женщин, а женщины не влияют на мужчин.

Это основные результаты, которые стабильно наблюдаются в подобных исследованиях. В разных статьях можно найти дополнительные любопытные факты, но мы в этом посте остановимся только на этих. В целом, видны вполне объяснимые тенденции: мы обычно выбираем себе в друзья схожих людей и влияем друг на друга. И да, иногда нас притягивают знаменитости.

Алкоголь, подростки, Instagram
Статья Пэнга с коллегами опубликована как препринт и была представлена в этом месяце в сборнике известной конференции в области компьютерных наук  IEEE Big Data Conference. Они начинают свою работу с перечисления недостатков исследований, базирующихся на онлайн-данных, в которых изучается употребление алкоголя подростками. Это и ложь подростков при заполнении анкет, и ограничения самих формулировок вопроса, и небольшие выборки. Что же они предлагают в качестве альтернативы? Изучать алкогольное поведение подростков через Instagram.
Почему их выбор пал именно на эту социальную онлайн-сеть? Пэнг и коллеги, ссылаясь на данные, утверждают, что Instagram сегодня — самая популярная сеть среди подростков, которые перешли в нее из Facebook и Twitter. Одно из объяснений этой миграции заключается в том, что в Instagram приветствуются вымышленные имена, в то время как в Facebook — нет. Такая анонимность позволяет подросткам скрываться от родителей, учителей и других важных для них взрослых. Также Instagram  не требует указания возраста при регистрации, что, по мнению авторов, говорит о том, что в этой сети много пользователей даже младше 13 лет. Ко всему прочему, согласно данным самого Instagram, большинство пользователей этой сети — это молодые люди (90% пользователей — моложе 35 лет).
Источник
Тем не менее, по сравнению с традиционными опросами, у Instagram-данных есть и ограничения. Первое и самое большое — возможных типов данных не так уж и много. Если анкетными опросами мы можем достаточно полно постараться описать жизнь подростков, то Instagram дает нам теги, профили, комментарии, фотографии, причем большинство этой информации не всегда легко анализировать (тексты и изображения, сложно поддающиеся классификации). Именно поэтому Пэнг с коллегами постарались выжать из данных все, а именно, провели несколько мини-исследований.
Как они определяли употребление алкоголя? Посредством анализа тегов: если под фотографией есть тег, который относится к «алкотегам», то предполагалось, что человек на фотографии употребляет алкоголь. Полный список алкотегов авторы приводят в конце своей статьи. Сюда относятся слова, описывающие процесс (например, drunk), обозначающие напитки (gin, whisky),  обозначающие бренды (heineken, hennessy). Этот алкословарь был построен на основе текстового анализе всех тегов в Instagram, который проходил как автоматически, так и вручную. Как исследователи определяли возраст человека, изображенного на фотографии? Они использовали приложение Face++, с высокой точностью определяющее возраст, пол, расу по изображению человека.
В первом исследовании Пэнг с коллегами оценили временные тренды в употреблении алкоголя. Результаты оказались ожидаемы: люди больше делают алкопостов на выходных, в декабре и январе. Во втором исследовании авторы попытались выделить временные паттерны, свойственные определенным географическим точкам. Они отобрали только пользователей Нью-Йорка и обнаружили, что люди делают алкопосты часто около 6 вечера и эта активность становится минимальной к полуночи.  В третьем исследовании ученые обратили внимание на то, как подростки читают страницы пяти случайно отобранных известных алкогольных брендов. Определив возраст фолловеров при помощи Face++, они показывают, что в каждом бренде около четверти фолловеров — это люди, не достигшие совершеннолетия. Они делают вывод, что это тревожный знак, потому  что «предположительно» подростков, которые «предположительно» употребляют алкоголь или очень сильно им интересуются, шокирующе много.

Алкоголь и в онлайн, и в оффлайн, или что дальше?
В целом, Пэнг с коллегами предлагают любопытную концепцию изучения жизни подростков, которая сегодня сильно связана с онлайн-сетями. В то же время, есть несколько вопросов и сомнений. Один из самых главных касается важности презентации себя в Instagram. Если в традиционных анкетных опросах подростки могут что-то не договаривать про свой интерес к алкоголю, то в Instagram подростки будут склонны «переговораривать» об этом. Презентация себя — важная составляющая этой сети, а быть популярным в школе и пробовать алкоголь — сильно связанные вещи, как мы знаем из исследований оффлайн среды.
В идеале, было бы любопытно проанализировать одновременно и оффлайн, и онлайн среду современных подростков, чтобы выстроить более полную картину их алкогольных практик. Действительно, подписка на ключевые алкогольные бренды в Instagram может о чем-то говорить,  но если никто из друзей школьника в его окружении никогда не пил алкоголь, то не является ли подписка всего лишь любованием и предвкушением недостижимого будущего, а не реальным действием?
Помимо этого, если Instagram такая влиятельная сеть, то было бы любопытно также понять, как она влияет на подростков с течением времени. Если известный алкогольный бренд выпускает новый напиток, появляется ли со временем фотографии с соответствующими тегами у пользователей, которых автоматически можно отнести к подросткам? Или еще вопрос: как теги со временем распространяются по подписчикам пользователя? Иными словами, можно задать очень простой вопрос, который вечно задают исследователи социальных сетей: «Если мои друзья постят много фотографий, которые можно отнести к «алкофотографиям», начну ли я со временем также постить собственные «алкофотографии»? Хотя в заключении авторы пишут, что планируют посмотреть на влияние социального окружения и изучить подобными же методами и другие типы поведения, свойственные подросткам: курение, употребление наркотиков, ранняя беременность, стресс и депрессия. Ждем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий