Употребление подростками различных «пока запрещенных» для них веществ
изучается уже много лет. Как правило, это табак, алкоголь и легкие наркотики.
Понятно, что на употребление таких веществ могут влиять различные факторы вроде
экономического статуса семьи, генетических предрасположенностей, рекламы и
медиа. Но так нас интересуют социальные связи, то в этом посте расскажем о том,
как друзья подростков влияют на их распивание спиртных напитков. Сначала
расскажем о том, как традиционного изучалось влияние друзей на употребление
алкоголя, а потом остановимся на свежем исследовании Рэна Пэнга, Агустина
Баретто, Генри Кауц и Джиебо Луо, которые
показали, как можно изучать алкогольные практики подростков на данных
Instagram.
Как друзья подростков влияют на их употребление алкоголя?
Начнем с того, что большинство исследований этого вопроса проведены на
данных Adolescent Health (в народе — Add Health) — большой базе данных об американских подростках.
Она охватывает множество школ и представляет различные аспекты поведения
подростков. На ее основе было написано тысячи статей, с которыми можно
ознакомиться здесь.
Как бы ни была прекрасна Add Health, у нее есть несколько
недостатков, один из которых — это ограничение в количестве номинаций друзей. В
анкете школьников просят назвать до 5 друзей женского пола и до 5 друзей
мужского пола. Это, конечно, накладывает ограничения на полное описание социального
окружения, но так как этот вопрос о близких друзьях, результатам, несомненно,
стоит верить. Об употреблении алкоголя в анкете этого опроса спрашивали
следующим образом: «В течение последних 12 месяцев как часто вы употребляли
алкогольные напитки?». Варианты ответа предлагались следующие: никогда, 1-2
раза в год, один раз в месяц или реже, 2-3 раза в месяц, 1-2 раза в неделю, 3-4
дней в неделю, почти каждый день или каждый день.
Источник |
Итак, что мы знаем про влияние социальных сетей на употребление алкоголя?
Основные результаты можно суммировать следующим образом:
- Подростки выбирают себе в друзья одноклассников, которые пьют примерно столько же, как и они;
- Подростки влияют друг на друга: если друзья употребляют алкоголь, то со временем подросток также начнет пить;
- Подростки, которые много пьют, со временем становятся популярными: их чаще называют в качестве друзей, с ними хотят дружить;
- На употребление алкоголя влияет сообщество: не так важно, что твои близкие друзья пьют; но если у твоих друзей есть пьющие друзья, это будет сильно влиять на твое личное употребление алкоголя
- Подростки, которые начинают пить, как правило, имеют в окружении популярных сверстников, а также дружат с уже пьющими сверстниками;
- Друзья одного пола взаимно влияют друг на друга. Если один пьет, то второй тоже будет пить, и наоборот. Любопытно, что если это пара друзей «мужчина-женщина», то мужчины влияют на женщин, а женщины не влияют на мужчин.
Это основные результаты, которые стабильно наблюдаются в подобных
исследованиях. В разных статьях можно найти дополнительные любопытные факты, но
мы в этом посте остановимся только на этих. В целом, видны вполне объяснимые
тенденции: мы обычно выбираем себе в друзья схожих людей и влияем друг на
друга. И да, иногда нас притягивают знаменитости.
Алкоголь, подростки, Instagram
Статья Пэнга с коллегами опубликована как препринт и была представлена в этом месяце в сборнике
известной конференции в области компьютерных наук IEEE Big Data Conference. Они начинают свою работу с перечисления недостатков исследований,
базирующихся на онлайн-данных, в которых изучается употребление алкоголя
подростками. Это и ложь подростков при заполнении анкет, и ограничения самих
формулировок вопроса, и небольшие выборки. Что же они предлагают в качестве
альтернативы? Изучать алкогольное поведение подростков через Instagram.
Почему их выбор пал именно на эту социальную онлайн-сеть? Пэнг и коллеги,
ссылаясь на данные, утверждают, что Instagram сегодня — самая популярная сеть
среди подростков, которые перешли в нее из Facebook и Twitter. Одно из
объяснений этой миграции заключается в том, что в Instagram приветствуются
вымышленные имена, в то время как в Facebook — нет. Такая анонимность позволяет
подросткам скрываться от родителей, учителей и других важных для них взрослых.
Также Instagram не требует указания возраста при регистрации, что, по
мнению авторов, говорит о том, что в этой сети много пользователей даже младше
13 лет. Ко всему прочему, согласно данным самого Instagram, большинство
пользователей этой сети — это молодые люди (90% пользователей — моложе 35 лет).
Источник |
Тем не менее, по сравнению с традиционными опросами, у Instagram-данных
есть и ограничения. Первое и самое большое — возможных типов данных не так уж и
много. Если анкетными опросами мы можем достаточно полно постараться описать
жизнь подростков, то Instagram дает нам теги, профили, комментарии, фотографии,
причем большинство этой информации не всегда легко анализировать (тексты и
изображения, сложно поддающиеся классификации). Именно поэтому Пэнг с коллегами
постарались выжать из данных все, а именно, провели несколько мини-исследований.
Как они определяли употребление алкоголя? Посредством анализа тегов: если
под фотографией есть тег, который относится к «алкотегам», то предполагалось,
что человек на фотографии употребляет алкоголь. Полный список алкотегов авторы
приводят в конце своей статьи. Сюда относятся слова, описывающие процесс
(например, drunk), обозначающие напитки (gin, whisky), обозначающие
бренды (heineken, hennessy). Этот алкословарь был построен на основе текстового
анализе всех тегов в Instagram, который проходил как автоматически, так и вручную.
Как исследователи определяли возраст человека, изображенного на фотографии? Они
использовали приложение Face++, с высокой точностью определяющее возраст, пол, расу
по изображению человека.
В первом исследовании Пэнг с коллегами оценили временные тренды в
употреблении алкоголя. Результаты оказались ожидаемы: люди больше делают
алкопостов на выходных, в декабре и январе. Во втором исследовании авторы попытались
выделить временные паттерны, свойственные определенным географическим точкам.
Они отобрали только пользователей Нью-Йорка и обнаружили, что люди делают
алкопосты часто около 6 вечера и эта активность становится минимальной к
полуночи. В третьем исследовании ученые обратили внимание на то, как
подростки читают страницы пяти случайно отобранных известных алкогольных
брендов. Определив возраст фолловеров при помощи Face++, они показывают, что в
каждом бренде около четверти фолловеров — это люди, не достигшие
совершеннолетия. Они делают вывод, что это тревожный знак, потому что
«предположительно» подростков, которые «предположительно» употребляют алкоголь
или очень сильно им интересуются, шокирующе много.
Алкоголь и в онлайн, и в оффлайн, или что дальше?
В целом, Пэнг с коллегами предлагают любопытную концепцию изучения жизни
подростков, которая сегодня сильно связана с онлайн-сетями. В то же время, есть
несколько вопросов и сомнений. Один из самых главных касается важности
презентации себя в Instagram. Если в традиционных анкетных опросах подростки
могут что-то не договаривать про свой интерес к алкоголю, то в Instagram подростки
будут склонны «переговораривать» об этом. Презентация себя — важная
составляющая этой сети, а быть популярным в школе и пробовать алкоголь — сильно
связанные вещи, как мы знаем из исследований оффлайн среды.
В идеале, было бы любопытно проанализировать одновременно и оффлайн, и
онлайн среду современных подростков, чтобы выстроить более полную картину их
алкогольных практик. Действительно, подписка на ключевые алкогольные бренды в
Instagram может о чем-то говорить, но если никто из друзей школьника в его
окружении никогда не пил алкоголь, то не является ли подписка всего лишь
любованием и предвкушением недостижимого будущего, а не реальным действием?
Помимо этого, если Instagram такая влиятельная сеть, то было бы любопытно
также понять, как она влияет на подростков с течением времени.
Если известный алкогольный бренд выпускает новый напиток, появляется ли со
временем фотографии с соответствующими тегами у пользователей, которых
автоматически можно отнести к подросткам? Или еще вопрос: как теги со временем
распространяются по подписчикам пользователя? Иными словами, можно задать очень
простой вопрос, который вечно задают исследователи социальных сетей: «Если мои
друзья постят много фотографий, которые можно отнести к «алкофотографиям»,
начну ли я со временем также постить собственные «алкофотографии»? Хотя в
заключении авторы пишут, что планируют посмотреть на влияние социального
окружения и изучить подобными же методами и другие типы поведения, свойственные
подросткам: курение, употребление наркотиков, ранняя беременность, стресс и
депрессия. Ждем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий