вторник, 1 декабря 2015 г.

Сцены из супружеской жизни

Всегда интересно, как меняются сети в зависимости от поворотных жизненных моментов. К примеру, при переезде из одного города в другой или смене работы может значительно измениться сеть социальных контактов. В этом посте расскажем, как на социальное окружение может повлиять развод —  как социально, так и экономически важное событие, которое способно многое перестроить.
Изменение социального окружения после развода стало активно изучаться еще в 1970-1980-х годах. Понятно, что методы сетевого анализа в современном его понимании еще не были сильно развиты, но, несмотря на это, исследователям удалось многое сделать в этой области. Как правило, изменение социального окружения измерялось через разность между количеством друзей во время брака и после. Часто исследователи принимали во внимание тип социальных связей: дружеские, семейные, рабочие. Стоит отметить, что большинство этих работ — про изменение социального окружения женщин (как правило, с детьми). Неплохие обзоры об изменении социального окружения разведенных пар представлены в работах Hughes (1988) и McKenry & Price (1991).
Что мы знаем из этих работ про изменение социальной сети после развода?
Во-первых, если во время брака сеть связей была достаточно стабильна, то после развода она значительно меняется. Если сразу после развода количество знакомств уменьшается, то со временем окружение вновь расширяется за счет новых знакомых. Как правило, сразу после развода уменьшается интенсивность связей с друзьями, сформированными во время женитьбы или с друзьями партнера.
Во-вторых,  мы знаем, что после развода мужчины и женщины склонны выбирать разные круги общения. Так, разведенные женщины больше времени начинают проводить со своей семьей и подругами, которые оказывают эмоциональную поддержку и помощь при воспитании детей и ведении хозяйства. В то же время, разведенные мужчины завязывают и укрепляют связи с коллегами по работе и знакомыми по хобби.
Наконец, связи после развода завязываются с такими же разведенными. Наличие схожего опыта помогает преодолеть жизненные сложности, найти поддержку и новых друзей.

Кадр из фильма Ф. Озона "5×2" (2004)

После волны исследований в 1980-ые, практически не было работ об изменении социальной сети после развода, в то время как было бы интересно продолжить уже начатое и проверить результаты, используя новые данные и новые методы сетевого анализа. Основной недостаток работ1980-х годов заключается в процедуре сбора данных, в частности, в сборе информации об изменениях во времени. Когда исследователи пишут о том, что изменилось после развода, они основываются на воспоминания людей о том, что было до расставания с супругом. У принявших участие в исследовании людей спрашивали о друзьях и близких в настоящий момент (после развода) и в прошлый (во время брака). Однако такая стратегия сбора данных не безупречна. Люди склонны забывать, врать, приукрашивать или недоговаривать — и это вполне нормально, но может накладывать отпечаток на результаты.
Одно из современных любопытных исследований, которое использует немного другой подход к процедурам сбора данным, более тонкие меры сетевого анализа к исследованию разводов и уделяют особое внимание временному фактору  — это исследование Роз МакДермотт, Джеймса Фаулера и Николаса Кристакиса. Кристакис и Фаулер — вечные соавторы, одни из наиболее известных популяризаторов сетевых исследований. Они знамениты тем, что провели исследование сети людей с избыточным весом и показали, что ожирение — это сетевой эффект. Несомненно, это и эффект влияния (все мои друзья любят фастфуд, поэтому когда мы встречаемся, я тоже его ем), и эффект отбора (я сама люблю есть фастфуд, и начинаю заводить связи с такими же любителями фастфуда). После этой работы они начали сильно продвигать идею социального заражения (social contagion) и показали, что оно может существовать во многих типах поведения: курении, ожирении, степени счастья.  На TED можно посмотреть лекцию, где Николас Кристакис рассказывает про важность социального окружения во многих сферах жизни.
Вернемся к социальным сетям разведённых. Эти исследователи во многих своих работах используют одну и ту же базу данных — Framingham Heart Study, основной целью которой являлось исследование факторов сердечно-сосудистых заболеваний. Это лонгитюдное исследование жителей города Фрэмингем в Массачусетсе, которое началось в 1948 году, а в 1971 году был опрос их детей — на основе этих двух когорт МакДермотт с коллегами и выстраивают свои сети. У этой базы данных есть недостатки, но преимущество в том, что 1) людей не просят вспоминать о прошлых друзьях, 2) они работают не с личными сетями (эго-сетями), а полной сетью городка, выстроенного на основе родственных, соседских и дружеских связей.
Что они обнаружили в случае разводов?
В основном, этих исследователей интересовали эффекты сообщества и влияния разных друзей на вероятность развода. Авторы исследования выяснили, что эффект влияния от друзей существует и распространяется только на 2 сетевых шага. Это значит, что на мою вероятность развода будет влиять мой друг (один шаг) и друг моего друга (второй шаг). Они приводят следующие цифры:  если мой друг разводится, вероятность моего развода достигает 75%. Если друг моего друга разводится, я разведусь с вероятностью 33 %.

Иллюстрация сетевых шагов

Но как же так, если бы у всех были такие вероятности развода, то в мире не осталось бы пар в браке! Конечно, можно все списать на выборку (все в ней плотно связаны и хорошо знают друг друга), но исследователи предполагают, что в некоторых сетях также может существовать эффект заражения таким поведением, как разрыв брачных отношений. Визуализируя сеть, они предполагают, что видны микросообщества разведенных.

Сеть связей из работы МакДермотт и др (2013). Форма узла обозначает пол: круг  - женщина, квадрат - мужчина. Цвет фигуры обозначает семейный статус: красный - был разведен, желтый - не был разведен. Цвет связи обозначает тип связи: синий - сиблинг, зеленый - друг.

Так как сеть состоит из множества тесно связанных сообществ, МакДермотт с коллегами дополнительно проверили, насколько структура сети оказывает влияние на вероятность развода, и что с сетью становится после распада пары. Они не обнаружили, что после развода меняется количество членов семьи или количество людей, которых эго называет как друзей. В то же время, они выяснили, что на вероятность развода оказывает значимое влияние популярность человека в сети. Каждый дополнительный человек, который называет эго как друга, уменьшает вероятность развода эго на 10%. Иными словами, популярность среди своего окружения уменьшает риск распада отношений с партнером.
В то же время, развод также оказывает влияние на изменение в социальной сети. Люди, которые разводятся, становятся менее популярными (их реже называют как друзей) и менее активными (они называют меньше друзей), однако эти эффекты достаточно слабы.
Все эти эффекты в одинаковой степени выражаются для мужчин и женщин, в данной выборке исследователи не обнаружили различий для разных полов.
Проверив возможные связи между разводами и сетями, МакДермотт с коллегами  приходят к выводу, что развод имеет большее влияние на структуру сети, чем структура сети — на вероятность развода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий